Взыскание долгов за коммунальные услуги.
Самой значимой задачей, являющейся головной болью всех руководителей управляющих компаний и других организаций ЖКХ, является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между управляющими компаниями и потребителями услуг ЖКХ. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями ЖКХ и физическими и юридическими лицами.
До того момента, пока управление жилым фондом находилось в руках муниципальных и государственных предприятий, экономическая заинтересованность предприятий ЖКХ де-факто не существовала, а, значит, и повышение сбора платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и использование различных мер взыскания по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим эти услуги, не имели решающего значения. Организации зависели от дотаций из бюджета, а не от платежей населения (хотя учет велся достаточно обстоятельно). Теперь же, с поголовным приходом к управлению жилым фондом частных управляющих компаний, мотивация к взысканию долгов стала другой. Теперь взыскание долгов за коммунальные платежи - это приоритетная задача управляющих компаний и организаций ЖКХ.
Главный элемент в системе платежей – это контроль. Именно он позволяет непрерывно сопоставлять цель с фактом. Систематизация платежей – это работа по сбору данных о размерах платежей.
Работа по выявлению проблемной задолженности должна осуществляться постоянно, не нужно допускать длительных перерывов.
Не менее важная стадия - регулирование. Оно повышает качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, организацию системы платежей, и т.д.
В сфере ЖКХ активно применяются принудительные методы воздействия на должников (взыскание задолженности, прекращение оказания услуг и т.д.). Стимулирующие меры и методы морально-психологического воздействия, но они используются гораздо реже, хотя тоже имеют свой эффект. К морально-психическим методам можно отнести:
• Регулярное оповещение граждан о задолженности посредством уведомлений и предупреждений.
• Воздействие на должников через Средства массовой информации (статьи в газетах, телевизионное вещание об оплате задолженности).
• Вовлечение в процесс взыскание управляющих жилых домов (председателей кооперативов, директоров управляющих организаций)
• Отключение или ограничение подачи некоторых видов коммунальных услуг, как то: отключение горячей воды, прекращение подачи электроэнергии, перекрытие канализации при помощи запорной системы «КИТ».
При эффективной организации деятельности предприятия, потребители производят оплату за жилищные и коммунальные услуги в полном объеме и в срок, либо отказываются оплачивать по каким-либо причинам.
Если досудебный порядок взыскания долгов за коммунальные платежи действия не возымел, то специалистами абонентских отделов собираются материалы для подачи в суды общей юрисдикции. В этом случае должник уведомляется об этом заранее.
Однако даже выигранное судебное дело не всегда является гарантией того, что судебное решение будет исполнено. После вступления в законную силу решения суда, взыскателю выдается исполнительный лист.
Исполнительный лист направляется в отделение Федеральной Службы Судебных Приставов, и с этого момента взысканием коммунальных долгов занимаются приставы.
Исполнительные действия в отношении должников ЖКХ, реализуются посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом.
Но как показывает практика, В УФСП число исполнительных документов по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг растет из года в год.
То есть это – долги населения, и различных юридических лиц перед управляющими компаниями за услуги ЖКХ. Исполнение таких производств – дело нелегкое: у большинства должников нет ни официальных доходов, ни имущества, на которое судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание. Но кто-то в состоянии оплачивать свой долг – например, через ежемесячное удержание из заработной платы. Подобных должников судебный пристав должен сначала застать дома, и либо убедить оплатить задолженность наличными, либо сообщить свое место работы. Как показывает практика, самыми дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и семьи со средним достатком. А наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, являются асоциальные семьи и, как ни странно, граждане с высоким уровнем доходов.
По истечении срока в 3 месяца непогашенной задолженности, у задолжавших будет арестовано имущество и продано в счет долга. Эта мера, как показывает практика, является наиболее эффективной. Как правило, одного посещения судебных приставов и ареста имущества большинству должников хватает, чтобы найти деньги и рассчитаться с имеющейся задолженностью. Помимо ареста имущества существуют и другие меры воздействия на неплательщиков. Комплекс мер, который предусмотрен действующим законодательством, позволяет планомерно осуществлять взыскание задолженности. Это может быть, помимо ареста имущества должника, обращение на взыскание на имущество, находящееся на вкладах в банках, кредитных учреждениях, имущества в виде транспортных средств и т.д. Подобные меры приводят к положительным результатам, и должники оплачивают все в полной мере, либо ее значительную часть.
Кроме ареста имущества в отношении неплательщиков применяются такие меры воздействия, как: запрет выезда должников за пределы Российской Федерации, производство исполнительных действий по фактическому месту нахождения должников, выехавших за пределы Российской Федерации.
Но, конечно, до сих пор самым суровым наказанием для должников является выселение их в менее благоустроенное жилье.
Самой значимой задачей, являющейся головной болью всех руководителей управляющих компаний и других организаций ЖКХ, является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между управляющими компаниями и потребителями услуг ЖКХ. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями ЖКХ и физическими и юридическими лицами.
До того момента, пока управление жилым фондом находилось в руках муниципальных и государственных предприятий, экономическая заинтересованность предприятий ЖКХ де-факто не существовала, а, значит, и повышение сбора платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и использование различных мер взыскания по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим эти услуги, не имели решающего значения. Организации зависели от дотаций из бюджета, а не от платежей населения (хотя учет велся достаточно обстоятельно). Теперь же, с поголовным приходом к управлению жилым фондом частных управляющих компаний, мотивация к взысканию долгов стала другой. Теперь взыскание долгов за коммунальные платежи - это приоритетная задача управляющих компаний и организаций ЖКХ.
Главный элемент в системе платежей – это контроль. Именно он позволяет непрерывно сопоставлять цель с фактом. Систематизация платежей – это работа по сбору данных о размерах платежей.
Работа по выявлению проблемной задолженности должна осуществляться постоянно, не нужно допускать длительных перерывов.
Не менее важная стадия - регулирование. Оно повышает качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, организацию системы платежей, и т.д.
В сфере ЖКХ активно применяются принудительные методы воздействия на должников (взыскание задолженности, прекращение оказания услуг и т.д.). Стимулирующие меры и методы морально-психологического воздействия, но они используются гораздо реже, хотя тоже имеют свой эффект. К морально-психическим методам можно отнести:
• Регулярное оповещение граждан о задолженности посредством уведомлений и предупреждений.
• Воздействие на должников через Средства массовой информации (статьи в газетах, телевизионное вещание об оплате задолженности).
• Вовлечение в процесс взыскание управляющих жилых домов (председателей кооперативов, директоров управляющих организаций)
• Отключение или ограничение подачи некоторых видов коммунальных услуг, как то: отключение горячей воды, прекращение подачи электроэнергии, перекрытие канализации при помощи запорной системы «КИТ».
При эффективной организации деятельности предприятия, потребители производят оплату за жилищные и коммунальные услуги в полном объеме и в срок, либо отказываются оплачивать по каким-либо причинам.
Если досудебный порядок взыскания долгов за коммунальные платежи действия не возымел, то специалистами абонентских отделов собираются материалы для подачи в суды общей юрисдикции. В этом случае должник уведомляется об этом заранее.
Однако даже выигранное судебное дело не всегда является гарантией того, что судебное решение будет исполнено. После вступления в законную силу решения суда, взыскателю выдается исполнительный лист.
Исполнительный лист направляется в отделение Федеральной Службы Судебных Приставов, и с этого момента взысканием коммунальных долгов занимаются приставы.
Исполнительные действия в отношении должников ЖКХ, реализуются посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом.
Но как показывает практика, В УФСП число исполнительных документов по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг растет из года в год.
То есть это – долги населения, и различных юридических лиц перед управляющими компаниями за услуги ЖКХ. Исполнение таких производств – дело нелегкое: у большинства должников нет ни официальных доходов, ни имущества, на которое судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание. Но кто-то в состоянии оплачивать свой долг – например, через ежемесячное удержание из заработной платы. Подобных должников судебный пристав должен сначала застать дома, и либо убедить оплатить задолженность наличными, либо сообщить свое место работы. Как показывает практика, самыми дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и семьи со средним достатком. А наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, являются асоциальные семьи и, как ни странно, граждане с высоким уровнем доходов.
По истечении срока в 3 месяца непогашенной задолженности, у задолжавших будет арестовано имущество и продано в счет долга. Эта мера, как показывает практика, является наиболее эффективной. Как правило, одного посещения судебных приставов и ареста имущества большинству должников хватает, чтобы найти деньги и рассчитаться с имеющейся задолженностью. Помимо ареста имущества существуют и другие меры воздействия на неплательщиков. Комплекс мер, который предусмотрен действующим законодательством, позволяет планомерно осуществлять взыскание задолженности. Это может быть, помимо ареста имущества должника, обращение на взыскание на имущество, находящееся на вкладах в банках, кредитных учреждениях, имущества в виде транспортных средств и т.д. Подобные меры приводят к положительным результатам, и должники оплачивают все в полной мере, либо ее значительную часть.
Кроме ареста имущества в отношении неплательщиков применяются такие меры воздействия, как: запрет выезда должников за пределы Российской Федерации, производство исполнительных действий по фактическому месту нахождения должников, выехавших за пределы Российской Федерации.
Но, конечно, до сих пор самым суровым наказанием для должников является выселение их в менее благоустроенное жилье.